Ближайшие матчи

 

 

Новые фотографии

Методическая разработка тренера-преподавателя Жесткова А.П. Методика обучения и совершенствования техники игры вратаря

Методическая разработка тренера-преподавателя Жесткова А.П.: Методика обучения и совершенствования техники игры вратаря

В процессе тренировок голкиперы должны, кроме приемов техники полевых игроков, совершенствовать специфические, присущие только им, вратарям, приемы: броски и ведение мяча руками, ловлю мяча руками, удары по мячу руками». Приведем некоторые особенности обучения вратаря специфическим приемам. Удары по мячу руками и ногами необходимо выполнять так, чтобы точно посылать мяч партнеру или отбивать его в заданном направлении. В современном футболе вратари часто используют удары по неподвижному мячу и по мячу, подброшенному руками. С помощью таких ударов мяч, как правило, перемещается на значительные расстояния, что требует определенного навыка, обеспечивающего необходимые скорость и траекторию полета снаряда. Тренировка ударов по мячу ногой, в основном, проходит в парах и состоит в том, чтобы голкипер посылал мячи с заданной скоростью, в заданном направлении – находящемуся в поле партнеру. «Отработка ударов по мячу руками (кулаками) проходит в условиях, когда партнер посылает мяч в ворота с различного расстояния и различными способами». При этом для формирования стойкого навыка используют мокрый мяч и «соперника», который сначала пассивно, а затем активно противодействует голкиперу во вратарской площадке. Как известно, выполняемые вратарями броски мяча рукой обладают достаточно высокой точностью. С помощью таких приемов «стражи» ворот обычно направляют мячи в ноги партнеру или на свободное место. Необходимые для совершенствования бросков мяча рукой навыки голкиперы получают, играя в гандбол, регби, баскетбол, волейбол, а также, тренируясь в парах с партнером по команде. Хорошо овладевший броском вратарь должен точно посылать мяч на расстояние 35 – 40 м. Довольно редко вратари применяют в игре остановки мяча. Как правило, для этого они используют приемы остановок полевого игрока. «Обучение голкиперов технике таких приемов осуществляется по той же методике, которая применяется и для обучения игроков линии защиты и нападения». Совершенствуются вратари в остановках мяча, принимая участие в групповых тренировках в роли полевых игроков. Голкиперы овладевают мячом с помощью его ловли. Для освоения данного приема используют специальные упражнения. Закрепление полученных навыков осуществляется в игровых упражнениях и в игре. С целью совершенствования ловли мяча рекомендуют применять две формы проведения занятий: индивидуальную и групповую. Подбрасывая себе мяч или ударяя его в стенку, о землю, варьируя при этом силу и углы нанесения ударов, голкипер самостоятельно тренируется в ловле мяча. Достаточно эффективно происходит освоение техники ловли, когда партнеры по команде посылают мячи голкиперу, находящемуся в различных исходных положениях (лежа, стоя, сидя и т.п.). В двусторонних играх полученный навык «цементируется». В отличие от полевых игроков, голкипер выполняет финты, в основном, когда мяч находится у него в руках. «Для обучения технике обманных движений используют специальные упражнения, в которых «соперники» сначала пассивно, а затем активно противодействуют вратарю с мячом». Совершенствованию финтов способствует участие голкиперов в таких играх, как гандбол, регби, баскетбол. Игровые ситуации требуют от «стража» ворот эффективного владения таким приемом, как отбор мяча. «С целью освоения и совершенствования данного приема голкиперу рекомендуют упражняться в отборе мяча, когда моделируется ситуация взятия ворот «соперниками». При этом «соперникам» (партнерам по команде) ставится задача – не наносить ударов по воротам, а, пользуясь ведением мяча и финтами, провоцировать голкипера играть на выходах». 1.1. Ловля мяча Особенности обучения технике ловли мяча, катящегося снизу. Последовательность обучения 1. Выполнение подготовительных и подводящих упражнений без мяча. 2. Голкипер выполняет из исходного положения все действия без мяча. 3. Ловля катящегося навстречу мяча. 4. Ловля катящегося сбоку мяча. 5. Ловля мяча, сильно пробитого по воротам. Последовательность при обучении ловле мяча с опусканием голкипера на одно колено не отличается от предыдущего способа. Особенности обучения технике ловли мяча, летящего снизу. Последовательность обучения 1. Выполнение подводящих и подготовительных упражнений без мяча. 2. Подтягивание мяча к груди с перехватом снизу. 3. Стоя на месте, ловля подброшенного с небольшого расстояния мяча. 4. Ловля мяча во время бега (мяч подбрасывают с расстояния 6-12 м). 5. Ловля во время бега мяча, пробитого с расстояния 15-16 м (с постепенным наращиванием силы удара). Особенности обучения технике ловли в прыжке мяча, летящего сверху «При освоении техники данного приема необходимо учесть, что в момент прыжка маховая нога сильно согнута в колене и закрывает мяч от противника. Руки во время ловли мяча вратарь чуть отводит назад, чтобы погасить скорость летящего мяча, а, приземлившись на ноги, прижимает мяч к груди». Последовательность обучения 1. Выполнение подводящих и подготовительных упражнений без мяча. 2. Партнер подбрасывает мяч вверх так, чтобы голкипер мог, дотянувшись до него, поймать и прижать к груди. 3. То же упражнение в прыжке. 4. Ловля высоколетящих мячей на месте и в прыжке после ударов с различных расстояний. Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении ловли высоколетящих мячей. 1. Голкипер неправильно «раскрывает» ладони. 2. Слишком напряжены пальцы. 3. После ловли мяча вратарь очень широко разводит в стороны локти. 4. Вратарь слишком подает грудь вперед, вместо того, чтобы отставить ее назад; вследствие отсутствия амортизации силы удара возможен значительный отскок мяча. 5. В момент ловли мяча пальцы вратаря проявляют недостаточную гибкость, а ноги – плохо согнуты в коленях. 6. Неправильно выбрано исходное положение для ловли мяча. Особенности обучения технике ловли мяча в падении с броском (с фазой полета) «Для того, чтобы освоить данный технический прием, футболист должен пройти определенную подготовку с элементами акробатики. Изучаемые упражнения необходимо сначала выполнять на матах, затем на песке, гимнастическом ковре и лишь после этого совершенствовать их на поле. Обязательным условием такого обучения является наличие у голкипера специальной экипировки – наколенников, налокотников и пр.» Последовательность обучения Освоение этого приема начинают упражнениями, способствующими выработке умения перемещать ОЦТ по «низкой» траектории. 1. Выполнить падение на землю боковой частью туловища, касаясь поверхности поля в такой последовательности: голенью, бедром, боком и плечом. Падение следует выполнять из различных положений: сначала из положения сидя, затем – из приседа, полуприседа и, наконец, из положения стоя. 2. Повторить упражнение 1, падая на неподвижный мяч (находящийся на расстоянии падения) и ПОДТЯГИВАЯ его к корпусу. 3. После нескольких приставных или скрестных шагов достать, дотянувшись руками, мяч, который лежит на определенном расстоянии. 4. Выполнить упражнение 3, бросившись на катящийся в 2-3 м мяч. 5. Повторить упражнение 3, выполнив бросок на мяч, после его отскока от земли на высоту 0,5 – 0,6 м. 6. Ловля в броске мячей, летящих на разной высоте в ворота. 7. Ловля мячей, направленных в створ ворот под разными углами. Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении ловли мячей в падении с броском. 1. Неправильное положение голкипера в момент приземления. Спортсмен «встречается» с поверхностью не боковой частью туловища, а грудью, плечом, животом. 2. Бросок осуществляется в опасной близости от стойки ворот. 3. Выполнение броска в сторону или назад, а не по диагонали-вперед. 4. Вратарь не «достает» летящие мячи, так как фаза полета незначительная. Такое явление обычно связано с боязнью футболиста, выполнив полноценный прыжок, травмироваться. 1.2. Отбивание мяча Особенности обучения технике отбивания мяча кулаками. Последовательность обучения 1. Подготовительные упражнения, выполняемые с подвешенным мячом (сначала без прыжка, потом – в прыжке). 2. Отбивание одним, затем двумя кулаками мяча, брошенного партнером или тренером (без прыжка). 3. Вратарь выполняет упражнение 2, но сам себе набрасывает мяч и посылает его в определенном направлении. 4. Нанесение ударов кулаками по подвешенному мячу в прыжке. 5. Отбивание кулаком (кулаками) в прыжке мячей, брошенных партнером с различных расстояний и под разными углами к воротам. 6. Игрок делает навесную или прострельную передачу футболисту, находящемуся во вратарской площадке. Задача голкипера – перехватить посланный мяч, отбив его кулаком (кулаками) в прыжке. Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении вратарем удара по мячу кулаком (кулаками). 1. Голкипер выпрямляет руки в локтях раньше (или позже) чем необходимо, поэтому удар наносится с незначительной силой, и мяч отскакивает на небольшое расстояние. 2. Плохая согласованность движений вратаря во время прыжка с работой его рук во время нанесения удара. 3. Точка отталкивания голкипера находится слишком далеко от места предполагаемого снижения мяча, поэтому нападающий может опередить вратаря. 4. Удар по мячу наносится кулаком (кулаками) не в среднюю его часть, что может стать причиной «срезания» траектории полета мяча после отбивания. 1.3. Перевод мяча Особенности обучения технике переводов мяча. Последовательность обучения 1. Подготовительные и подводящие упражнения, обучающие переводу мяча одной рукой. 2. Несколько голкиперов выстраиваются в колонну – одни за одним на расстоянии 8 – 10 м. Тренер набрасывает мяч вратарю, стоящему в колонне первым, тот в прыжке переводит мяч за спину находящемуся сзади голкиперу, который, в свою очередь, выполняет перевод следующему и т.д. 3. Партнер подбрасывает мяч рукой, направляя его под перекладину ворот. Задача голкипера – перевести мяч (сначала ладонями, затем – кулаком). 4. Выполнение упражнения 3, только партнер посылает мяч в ворота ударом ноги. 5. Выполнение упражнений 3 и 4 с учетом того, что голкипер должен перевести мяч за боковые стойки ворот с падением. 6. Повторить предыдущие упражнения при условии передвижения вратаря приставными или скрестными шагами. 7. Перевод мяча голкипером за поперечину и боковые стойки ворот после нанесения партнером ударов с различных расстояний и при наличии в штрафной и во вратарской площадках «соперников». В основном, ошибки при выполнении переводов мяча связаны с неправильным выбором голкипером момента или места отталкивания. голкипер вратарь мяч Список литературы 1. Банников С.Е., Минязев Р.И., Босоногов А.Г., Стаин Н.А.. Футбол: учебно-методическое пособие / С.Е. Банников, Р.И. Минязев, А.Г. Босоногов, Н.А. Стаин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. – 102 с. 2. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола: техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: СпортАкадемия, Пресс, 2002. – 472 с. 3. Декайло, В.В. Особенности технической подготовленности юных футболистов // Профессиональное педагогическое образование студентов вуза: проблемы и перспективы (научно-педагогическая школа М.Е Кобринского): материалы Международной научно-практической конференции; Минск, 14 мая 2008 г.: в 2 ч. / редкол.: М.Е Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2008. – Ч.1. – С. 98 – 101. 4. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов. - К.:Олимпийская литература, 2003. – 271 с. 5. Лукин, Ю.К. Дифференцированная физическая подготовка футболистов различной игровой специализации // Проблемы повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности в спорте (научно-педагогическая школа Т.П. Юшкевича): материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 13 марта 2008 г. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2008. – С. 163 – 164. 6. Монаков, Г.В. Техническая подготовка футболистов / Г.В. Монаков; М.: Офест, 1995. – 128 с. 7. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов: методика, упражнения, психология. – Псков, 2003. – 256 с. 8. Новиков, В. Влияние занятий футболом на физическое состояние футболистов Профессиональное педагогическое образование студентов вуза: проблемы и перспективы (научно-педагогическая школа М.Е Кобринского): материалы Международной научно-практической конференции; Минск, 14 мая 2008 г.: в 2 ч. / редкол.: М.Е Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2008. – Ч.1. – С. 288 – 290. 9. Рымашевский Г.А., Шукан В.И. Определение модели физической подготовленности юных футболистов 16 – 17 лет на этапе отбора // Проблемы повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности в спорте (научно-педагогическая школа Т.П. Юшкевича): материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 13 марта 2008 г. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2008. – С. 176 – 177. 10. Функциональная подготовленность футболистов и методы её повышения: учеб.-метод. Пособие / А.И. Шамардин [и др.]: под ред. А.И. Шамардина. – Волгоград: ВГАФК, 1999. – 100 с. 11. Футбол: учебник для физ. ин-тов / под ред. П.Н. Казакова; М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256 с. 12. Чанади, А. Футбол. Тренировка / А. Чанади; М.: Физкультура и спорт, 1985. – 256 с. 13. Шестаков, М.М. Футбол: педагогические аспекты проблемы индивидуальных особенностей игроков: учеб.-метод. пособие / М.М. Шестаков. – Краснодар, 1995. – 58 с.

31.05.2015
 
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна
Академия футбола Тамбовской области © 2011 - 2024
Использован модуль Футбольная статистика
Поддержка Тамбовспорт Тамбов
академия футбола тамбов, тамбовская область, детский футбол, футбольные секции, детские тренеры, юношеский футбол, локомотив, спортшкола, статистика, мяч, матчи, судьи, пенальти, удаление, предупреждение, арбитр, гол, ворота, вратарь, защитник, полузащитник, нападающий, фланг