Ближайшие матчи

 

 

Новые фотографии

Общее понятие индивидуализации как ведущего компонента при построении тренировочного процесса

Проблемы оптимизации построения тренировочного процесса достаточно широко обсуждаются специалистами в области теории и методики физического воспитания. Рассматриваются возможные варианты, как совершенствования структуры тренировочного процесса, так и его содержания. Многие ведущие специалисты в последнее время пришли к выводу о том, что на ведущее место при организации тренировочного процесса выходит учет индивидуальных особенностей занимающихся, с учетом которых и строится структура тренировочного процесса [3, 8, 10.].

Понятие индивидуализации является интегральным понятием и включает в себя различные компоненты.

Индивидуализированный подход в системе подготовки В. Г. Никитушкин подразделяет на следующие основные части: 1. Индивидуализированные средства тренировки, 2. Индивидуальные нагрузки при построении тренировочного процесса, 3. Проблема индивидуализации спортивной одаренности.

Вместе с тем не следует понимать индивидуализированный подход в тренировочном процессе, как констатирующую абсолютную величину. Доля индивидуализированного подхода к отдельно взятому спортсмену со стороны тренера возрастает по мере роста соревновательных результатов, и как следствие повышения спортивной квалификации. Следует более тщательно подойти к рассмотрению индивидуальных особенностей юных спортсменов уже на этапе начальной спортивной специализации, выявить и развить у детей те способности, которые позволят в дальнейшем достичь максимально возможных результатов, что оптимизирует систему многолетней подготовки юных спортсменов [8]. Как правило, при планировании и реализации тренировочного процесса учитываются индивидуальные особенности групп юных спортсменов по схожим признакам (относительная индивидуализация): 1. Индивидуальные особенности строения тела (соматотип). 2. Генетическая предрасположенность. 3. Функциональные показатели. Е. Н. Комисарова и Е. Н. Чернышева, выделяя данные признаки, считают, что они определяют проявление физических качеств, оказывают влияние на адаптацию организма к различным условиям тренировочных и соревновательных воздействий. Научно доказано, что эффективность тренировочного процесса повышается, если целенаправленно воздействовать на определенные стороны подготовки юных спортсменов, способствовать развитию более выраженных физических качеств.

В работе В. Н. Кленина [12] отражена информация о том, что на ранних этапах многолетней спортивной подготовки, в частности этапе начальной спортивной специализации, индивидуализация тренировочного процесса связана с классификацией и учетом морфофункциональных особенностей и двигательных способностей занимающихся, оценкой темпов их развития. Следует разрабатывать интегральную оценочную систему темпов способностей к овладению различных упражнений и форм двигательных навыков, исследования индивидуальных свойств нервной системы и темперамента. Под индивидуальными особенностями следует понимать совокупность морфологических, физиологических, психологических особенностей развития и функционирования организма человека (спортсмена). На основе индивидуальных особенностей следует выделить такое понятие как индивидуальные возможности, то есть то, что способен продемонстрировать и показать спортсмен, в условиях индивидуального развития.

С. М. Блинков (10) считает, что индивидуальные особенности развития физических качеств можно определить лишь путем тренировочного процесса, когда на базе совершенствования более развитых двигательных способностей, происходит развитие сопутствующих. Вместе с природными особенностями велико значение социального фактора. Принцип индивидуализации является важнейшим психолого-педагогическим принципом. Природная и приобретенная индивидуальность в совокупности, являются основой для достижения высоких результатов, максимальной реализации возможностей. Поэтому тренер (педагог) должен хорошо знать не только основы педагогики, психологии, медико-биологических дисциплин, тренерской деятельности, но и выделять и вести учет индивидуальных характеристик каждого отдельно взятого спортсмена, используя индивидуально-личностный подход во взаимоотношениях с юным спортсменом. «При правильном использовании биологического и социального, природной одаренности и трудолюбия, оптимального сочетания средств и методов в системе подготовки, а также взаимодействия в системе тренер-спортсмен можно добиться результатов вдвое быстрее обычного» (Н. Г. Озолин).

Согласно Л. П. Матвееву [17], индивидуализация - такое построение процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым, и создаются условия наибольшего развития к их способностей к учению.

Адаптационные возможности организма человека, в частности юного спортсмена, неодинаковы, и достаточно вариативны к разнонаправленным нагрузкам, что предполагает соизмерение и планирование нагрузок с учетом индивидуальной реакции на предлагаемую нагрузку. Это связано, прежде всего, с возрастными особенностями юных спортсменов 12-14 лет. Так показатели ЧСС являясь основным критерием контроля и регуляции направленности и интенсивности тренировочных нагрузок, не столь информативны, в силу основных механизмов энергообеспечения организма (аэробно-анаэробный режим). Исследованием процессов адаптации к физическим нагрузкам, вариативности тренировочного процесса занимался ряд специалистов в области теории и методики физического воспитании [8, 10, 20].

По мнению Загрядного В.П.: познание свойств процесса адаптации позволит целенаправленно подбирать те или иные воздействия, и, регулируя их частоту, интенсивность, длительность, количество повторений осознанно формировать новые качественные признаки двигательной функции человека, то есть программировать и осуществлять ее развитие в заданном направлении с намеченными промежуточными и конечными результатами[10].

Вопрос индивидуализации построения тренировочного процесса в настоящее время приобретает все большую актуальность среди специалистов в области теории и методики физической культуры и спорта, специалистов и ряда тренеров различных видов спорта. Прежде всего, это связано с поиском новых возможностей повышения эффективности тренировочного процесса, и как следствии роста спортивных результатов. Существует ряд научных исследований по вопросу индивидуализации тренировочного процесса. Однако нет сомнений в необходимости дальнейших исследований по данной проблеме, в связи с недостаточным ее рассмотрением.

Любая деятельность, особенно спортивная, предъявляет определенные требования к организму человека, который ее выполняет. И нужно учитывать особенности организма при выполнении той или иной работы, особенно если ее выполняют дети и подростки. Работоспособность человека (юного спортсмена) определяется внутренними резервами организма, поэтому нужно учитывать как физиологические, так и психологические особенности организма не только для того чтобы достичь какого-то определенного результата, но и для гармоничного развития организма, сохранения и приумножения здоровья [14]. Наряду с общими для каждого возрастного периода показателями, существуют индивидуальные особенности организма, которые зависят от состояния здоровья, наследственности, условий жизни, питания, степени развития центральной нервной системы. Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов данной системы подготовки. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей управления зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования новых тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.

Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем; сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы). Ведущим компонентом планирования является разработка перспективной тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации. Программа строится на основе поставленной цели достижения конечного результата, при этом следует рационально сочетать основные средства достижения конечного результата. Вопрос оптимизации является приоритетным.

Вместе с тем нельзя забывать об индивидуальных особенностях спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Необходимо добиться слаженного взаимодействия всех звеньев динамической системы.

Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого-педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся динамическую систему, которая воздействует на спортсмена. Спортсмен как социально-биологический субъект, подвержен воздействию общественных отношений, и биологических факторов. При этом, являясь саморегулируемой динамической системой, человеку свойственны адаптационные процессы. Приспосабливаясь к внешним воздействиям организм спортсмена, формирует для себя более комфортные условия функционирования. Основным компонентом системы управления является разработка программы, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать. Программа разрабатывается, а затем применяется на практике для приведения существующего состояния спортсмена в запланированное программой.

Во время реализации программы можно наблюдать следующее: 1. Тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия 2. Проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов При управлении системой важно использовать алгоритм действий. Под алгоритмом следует понимать последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению запрограммированного результата.

Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов следующая:

1. Осуществляется разработка конечной цели 2. В соответствии с поставленной целью, ставятся задачи, выделяются этапы подготовки 3. Производится подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, определяется их сочетание 4. Практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой с использованием методов контроля, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой. 5. Подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе 6. Критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам

Во время осуществления тренировочной программы организм спортсмена получает определенную дозированную нагрузку. Под понятием нагрузка следует понимать воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем [4].

Основными компонентами нагрузки являются объем и интенсивность. Длительность выполнения упражнений является основным показателем объема тренировочной нагрузки. Выражается в количестве тренировочных часов, количестве пройденных километров, сумме выполненных упражнений. По величине выделяют 4 вида нагрузок: большие, значительные, умеренные и малые. 1. Большие нагрузки характеризуются длительностью воздействия на организм занимающегося (80-100%), вызывают сильное утомление. Значительно перестраиваются физиологические функции организма, частично нарушается их функционирование. Требуется значительный период времени на восстановление до исходного уровня состояния функциональных систем. 2. Значительные нагрузки менее длительны по времени воздействия, и составляют 60-80% работоспособности спортсмена от максимальных значений до наступления утомления. Происходит снижение активности функциональных систем, но не происходит их перестроение. Период восстановления составляет 24-48 часов. 3. Умеренные нагрузки не вызывают сильного утомления, и выражаются 40-60% от максимальных значений. 4. Малые нагрузки не вызывают изменений в работе функциональных систем, а лишь направлены на восстановление и поддержание физиологических функций организма на определенном уровне. Утомление после выполнения малых нагрузок составляет 25-35%. Следует заметить, что процентное соотношение нагрузок на разных этапах тренировочного процесса варьируется и зависит от ряда факторов; уровня технической и физической подготовки, физиологического созревания функциональных систем, психологической зрелости, соответствия спортсмена определенному тренировочному этапу и др.

Также нагрузки классифицируют по степени (величине) воздействия на организм занимающегося. По данной классификации выделяют развивающие, поддерживающие и восстановительные нагрузки. К развивающим относятся большие и значительные нагрузки, к поддерживающим - умеренные, и к восстановительным малые нагрузки. По направленности воздействия нагрузки классифицируют по их способности развития и совершенствования отдельных двигательных качеств их компонентов.

В. А. Алабин указал на то, что юным спортсменам характерны малые, умеренные и значительные тренировочные нагрузки, исключая большие по величине воздействия [1]. Нагрузку также классифицируют по зонам интенсивности, выделяют 5 зон интенсивности: аэробно-восстановительная, аэробно-развивающая, аэробно-анаэробня, анаэробно-гликолитическая, анаэробно-алактатная. Такую классификацию предлагают М. Я. Набатникова, В. Н. Платонов [20].

Также целесообразно классифицировать тренировочные нагрузки в соответствии с задействованными во время выполнения двигательной работы механизмами энергообеспечения. Выделяют аэробный и анаэробный компоненты тренировочной нагрузки. Анаэробная производительность наиболее значима во время выполнения кратковременных упражнений, большой интенсивности. Аэробные механизмы характерны для упражнений с длительным, устойчивым сохранением уровнем потребления кислорода. Мощность протекания аэробных процессов характеризуется величиной максимального потребления кислорода. Чем выше показатели ЧСС МПК отдельно взятого спортсмена, тем выше его анаэробная работоспособность, экономичнее расходуются энергетические ресурсы, поэтому целесообразно увеличивать показатели ЧСС максимального потребления кислорода, выполняя тренировочные воздействия максимальной и субмаксимальной мощности. Выполнение тренировочных упражнений в данных режимах предполагает увеличение потребления кислорода, способствует значительно большему развитию аэробных способностей юных футболисток, чем при выполнении упражнений большой и умеренной мощности. Также для футбола характерен смешанный, аэробно-анаэробный режим энергообеспечения. Подводя итоги, система управления тренировочным процессом представляет собой совокупность последовательных звеньев, для осуществления поставленного результата и достижения намеченной цели. При этом следует сопоставлять текущие результаты с намеченными модельными характеристиками, внося коррективы в зависимости от хода реализации программы. Найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей и возможностей спортсмена. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочной программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алабин В. Г. Совершенствование системы многолетней тренировки юных легкоатлетов: Автореф. …д-ра пед. наук. – М., 1994. - 34 с. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с. 3. Блинков С. Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики: Автореф. …канд. пед. наук - М., 2000. – 216 с.: ил. 4. Быкова М. М., Ануфриев А. В. Возрастные изменения производительности сердца и аэробной работоспособности у школьников и юных спортсменов // 18 научная конференция студентов и молодых ученых МОГИФК. 28-29 апреля / Тез. докл. Малаховка. - 1994. – с.8. 5. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. Предисл. В.П. Филина. М., «Физкультура и спорт»,1974. – 16 с. 6. Волков В.М. Тренеру о подростке. – М.: «Физкультура и спорт», 1973. – 75 с. 7. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Человек, - 272 с., ил 8. Губанов Е. В. Коррекция тренировочных нагрузок юных спортсменов на основе текущего контроля функционального состояния: Дис. … канд. пед. наук - Малаховка, 2001. - 153 с. 9. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с. 10. Загрядный В. П. Физиологические основы обучения и тренировки. Физиологические резервы // Физиология трудовой деятельности. - СПб.: Наука. - С. 382-902. 11. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текс] /. 3-е изд. – М.: Советский спорт. 2009. – 200 с. 12. Кленин Н. Н. Индивидуализация тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков на этапе углубленной тренировки. Автореф. …. канд. пед. наук - М., 2000. - 124 с. 13. Козьмин Р.К., Левитский Н.Г. Первые шаги в легкой атлетике. Учебное пособие для секций коллективов физической культуры (для занятий с начинающими) – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1965. – 223 с. 14. Коновалов В. Н. Оптимизация управлением спортивной тренировки в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости: Автореф. док. пед. наук - Омск, 1999. - 46 с. 15. Кузнецов А.А., Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет) – М.: Олимпия, Человек, 2010. – 208 с. 16. Маляренко Т.Н., Ромашевский Н.В., Терентьев В.П. Кровообращение: развитие и старение: Учебное пособие. Тамбов: из-во ТГУ им. Державина, 1997. 78 с. 17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры; учебник для институтов физической культуры - М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 543 с. 18. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. – М.: «Физкультура и спорт», 1969. – 223 с. 19. Набатникова М. Я. Проблема совершенствования специальной выносливости при циклической работе большой и субмаксимальной мощности: Автореф. дис. … док. пед. наук. – М., 1974.- 52 с. 20. Набатникова М. Я., Филин В. П. Спортивная подготовка как многолетний процесс // Современная система спортивной подготовки. М.: СААМ, 1995. – С. 351-382 21. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863, [1] с.: ил. – (Профессия тренер). 22. Пестунов Т. В. Оптимизация тренировочных нагрузок у лыжников-гонщиков на основе учета их индивидуальных особенностей. Автореф. канд. пед. наук: Хабаровск, 1999. – 22 с. 23. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ/ – М.; Физкультура и спорт, 1984. – 224 с. 24. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с. 25. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина . – 4-е изд. Перераб и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с. 26. Травин Ю.Г. Выносливость и ее развитие у юных бегунов /Травин Ю.Г.// Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. – М., 1993. – С. 206-213 27. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика. 1990. – 192 с. 28. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 128 с. 29. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: «Физкультура и спорт», 1984. – 175 с. 30. Шахлина Л.Г., Литисевич Л.В. Журнал спортивная медицина, №2, 2008. Половое созревание девочек, его роль в спортивной подготовке женщин. 31. Шварц В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора/ В.Б.Шварц, С.В.Хрущев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 151 с. 32. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 175с., ил

автор статьи Подшивалина А.С.

27.11.2013
 
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна
Академия футбола Тамбовской области © 2011 - 2024
Использован модуль Футбольная статистика
Поддержка Тамбовспорт Тамбов
академия футбола тамбов, тамбовская область, детский футбол, футбольные секции, детские тренеры, юношеский футбол, локомотив, спортшкола, статистика, мяч, матчи, судьи, пенальти, удаление, предупреждение, арбитр, гол, ворота, вратарь, защитник, полузащитник, нападающий, фланг